Елена Петрова, © 2019 О тревоге, гештльттерапии и точке творческого безразличия

Тревога - это популярная тема современности

         Популярная тема для обращения к психотерапевту в последние годы - симптомы тревоги. Клиенты - это люди с тревожным характером, люди, которые прямо говорят о своей тревоге, люди спокойные, но иногда подверженные паническим атакам. Люди, которые совсем не замечают своей тревоги, но имеют симптомы навязчивостей или фиксированные идеи, или страхи. И так далее.  Психологи тоже не остаются в стороне от этой темы, и предлагают много хороших и полезных стратегий дел работы с тревогами и тревожностью. От широко известных практик медитации и технологии аутогенной тренировки (Шульц) до методов когнитивно-поведенческой терапии.  Почти все методики посвящены тому, как действовать, когда тревога уже начала свою разрушительную работу.

         В практической литературе по психологии чаще всего тревогу идентифицируют либо со слишком сильным волнение («надо просто успокоиться»), или со страхом («надо найти истинную причину страха»), или с чрезмерным страхом (волнением) перед будущим (примириться с течением времени с экзистенциальной позиции).  Есть даже мнение, что «тревога – это эмоция, которая направлена в будущее».  Мне кажется важным отметить в этих представлениях то, что часто реально термин «тревога» и «страх» рассматривают как синонимы, и что «время» (течение времени, ось времени) имеет некоторое значение в ситуации, когда мы размышляем о тревоге и способе ее организации в человеческом опыте. Однако мы предложим вниманию аудитории некоторое новое (или забытое старое) представление о тревоге, как о специфическом организмическом симптоме. Фриц Перлз говорит о тревоге как о «энергии, которая потеряла форму». Этот тезис меня очень вдохновляет. Потому что сам выбор глагола, который намекает на то, что есть движение, что энергия, видимо, первоначально была как-то связана с формой (имела некоторую форму, как интенция), и что-то произошло, и форма утрачена, а энергия «ищет» новую форму.

 

Тревога - это особый симптом

         Мы отметим разницу, которая есть между «тревогой» и «возбуждением чувств». Субъективно такие состояния кажутся похожими, но их легко различить. «Тревога» приводит к истощению сил, и к саморазрушению, возбуждение (предстартовое возбуждение) создаёт энергию, которая легко используется в дальнейшей активности (деятельности).  Очевидно, что без некоторого возбуждения человеку нет возможности начать важное для него действие. Преодолеть то, что называют «инерцией покоя».  Если реалистично исследовать состояние тревоги, то мы отметим множество признаков, которые указывают на сложную по композиции форму соединения психофизиологических, телесных и личностных процессов. Тревога в этом смысле может быть распознана как особый телесный симптом, переживать который которой крайне неприятно. Телесность человека сильно затронута, это вегетативные реакции: «тянет» в челюстях, пробегают импульсы по рукам и ногам, холодеют конечности, сбивается ритм дыхания, дыхание становится поверхностным, дыхание задерживается на вдохе, кажется, что человек почти не может выдохнуть. Люди, описывая свой опыт переживания тревоги, сообщают, что «Колотит все тело, как если ехать на тракторе», от тревоги «ноют нижние зубы и тянет все тело», «Сжимается спина и я скручиваюсь, сжимаюсь, как если бы меня вот-вот ударили». Все тело дрожит и немного дергается, человек часто делает ритмические движения корпусом, покачивания.

         Но не только тело задето этим опытом. В эмоциональной сфере доминируют неприятные переживания, человеку странно, «тревожно», дисфорично. В когнитивной сфере доминирует беспокойство, человеку трудно сосредоточиться, «не понимаю, что делать», «мысли прыгают», трудно планировать что-либо. В плане предметной деятельности заметно, что движения конечностей и корпуса становятся не точными, руки дрожат, человеку трудно организовать свою деятельность. Даже это краткое изложение заставляет нас признать, что тревога не похожа на другие эмоции, и, очевидно, имеет заметный биологический (вегетативный, мышечный, биохимический) компонент. И мы предлагаем рассматривать ее как симптом, аналогичный «головной боли» или «расстройству желудка». Только затронуты не внутренние органы тела, а вегетативная нервная система, поэтому тревога как симптом может быть понята как статичная фиксация ритмически воспроизводящегося витально-когнитивного комплекса. Некоторые авторы, кстати, просто указывают, без психологических тонкостей, что тревога - это проявление ОКР. А с точки зрения восточной медицины «тревога» - это проявление проблем «селезенки», и специалисты предлагают тактики лечения чисто практическими способами.

 

Тревога - это результат остановки

         Тревога - это результат остановки процесса энергии и действия. Жизненность сохранена, потому что тело подвижно, хотя эта подвижность странновата. Тело движется «вперед-назад», мышцы подрагивают, (особенно это заметно в области диафрагмы), но направленности движения мы не заметим, интенциональность нарушена. Фриц Перлз, создатель гештальт-терапии, будучи врачом-неврологом по своему медицинскому образованию, очень четко указал на то, что тревога это застывшая, потерявшая свою цель и свою форму энергия.

         С точки зрения гештальт-методологии, мы заметим большое своеобразие в том, как организован цикл контакта в опыте тревоги. Любому варианту «прерывания контакта» предшествует тревога.  Тревога - это результат (обрыва) движения по циклу контакта. Наиболее удобно использовать для описания этого опыта термин дефлексия, или понимать симптом тревоги как особую форму ретрофлексии (энергия осталась, а формы нет). Тревога это не эмоция, которая движет человека вперед, к объекту его интереса.  Наоборот, хотя тело человека и имеет странную и даже очень выразительную подвижность, по своей сути тревога - это симптом, который развивается после остановки естественного по форме движения!

         Как если бы движение было утрачено, а энергия, собранная для этого движения, продолжала поступать. То есть, как мы сейчас могли бы сказать, метафорически мы понимаем природу тревоги как симптом, который развит после направления энергии внутрь организма. В итоге такое направление энергии вызывает остановку движения (подвижности и гибкости регуляции) в вегетативной сфере. Вегетативная нервная система начинает работать своеобразно, повтор микродвижений мышц в этом случае то же самое, что и статическая остановка движения, это «динамическая застылость».

         Понимание опыта тревоги как симптома, по аналогии с соматическими симптомами, позволяет нам применить в ходе терапии некоторые алгоритмы и некоторые модели действия, которые мы применяем при работе с соматическими симптомами. Специфика тревоги заключается в том, что этот симптом легко комбинируется с другими симптомами. В ряде случаев мы можем заметить, что тревога непосредственно переходит в другие виды симптомов (соматические симптомы, аддиктивное поведение, навязчивости, деструктивные аффекты и так далее).

 

Складка на ткани жизни. Эстетика тревоги

         Кажется, что тревога как-то связана с темой проживания времени. Тревога в метафорическом плане представляется мне как результат сломанного ритма жизни, сломанного движения во времени и пространстве. В природе физического мира и в природе мира человеческой психики много общего. Природные ритмы понятны и просты. Ритм прилива и отлива, ритм прибоя определены законами физики. Их трудно запутать. Если мы веслом лодки вмешаемся в ритм движения волны, то увидим завихрения. Однако трудно представить себе такую гигантскую силу, которая могла бы затруднить работу океанических приливов и отливов. Ритм человеческого опыта движения в пространстве жизни более подвержен разрушению, спутыванию. Этот ритм уязвим так же, как и тело человека. Уязвление тела человека мы назовем раной. А как назвать уязвленность ритма жизни? Состояние упорядоченности мы называем «гармонией».  Наверное, противоположное состояние, состояние дезорганизации, мы тоже могли бы как-то назвать. Например, по аналогии с музыкой, назвать это «дисгармонией». Однако то, что происходит с психической жизнью человека, это не просто разноголосица звуков. Это запутанность форм движения, нарушения и дезорганизация ритмов, и циклов, которые организованы в пространстве и времени. И эти запутанные движения имеют собственную форму и собственную эстетику. Эта эстетика может быть даже привлекательна для восприятия. По аналогии с тем, как привлекательна в изобразительном искусстве «эстетика разрушения».

         Тревогу мы можем понимать, как симптом, который возникает, когда в опыте движения человека по жизни образовалась «складка в пространстве-времени», что-то вроде «складки в душевном опыте». Кажется, что все гладко, а складочка на ткани, даже если ее загладить утюгом, сильно дает о себе знать, особенно если это ТКАНЬ ЖИЗНИ. И все запутывается.

         Итак, в обсуждении концепции тревоги как части жизненного опыта и тактики терапии в связи с тревогой, попробуем немного поразмышлять о течении жизни и ритме жизни. Как передать словами ритм движения внимания вперёд и назад, который необходим, чтобы дать опору и себе и клиенту при терапевтической работе с тревогой? Первый шаг в том, чтобы мне как терапевту взять в расчёт гипотезу о функции тревоги на пути последовательных движений души клиента. Это хронологическая последовательность событий, которую мог бы заметить внешний наблюдатель, если бы его внимание беспристрастно сопровождало моего клиента по всему пути его жизни.  Мы вспомним русское слово ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, которое очень точно отражает именно ритм жизни и ритм движения, шаг за шагом, след за следом. Но часть этого пути человек проходит в каком-то странном состоянии.

         В персональном психическом опыте моего собеседника в данный момент времени, когда мы разговариваем с ним ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, в некотором эпизоде на жизненном пути, эти события видятся и переживаются им совсем иначе, чем это зарегистрировал бы беспристрастный и внимательный внешний регистратор. Мы в данный момент имеем в своем опыте ту феноменологию, которая есть у человека в данный момент опыта. «Куда бы ты ни пришёл, ты уже тут». Такая незамысловатая формула исчерпывающим образом отражает реальность опыта. Человек переживает (проживает) сам себя и свои отношения с окружением и восприятие окружения непосредственно чувствами, в «эстетически» переживаемом опыте. Однако время («время настоящего») это не совсем точка в пространстве-времени. Парадоксы времени и теорию гравитационного поля исследует автор теории и нобелевский лауреат (Торн), художественное исследование этой темы представлено в фильме режиссера Кристофера Нолана «Интерсталлар». Теоретики обсуждают бесконечность возможных точек выбора. Но нас интересуют в практическом отношении только некоторые точки на линии времени.

         На практике мы очевидно замечаем, что человек организовывает свою активность некоторыми циклами, которые в гештальт-терапии называют «цикл творческого приспособления».  Мы заметим тревогу, если человек будет организовывать свой контакт с миром некоторым своеобразным образом. Если на второй фазе цикла контакта (цикла творческого приспособления), на фазе ориентации, человек, вместо того, чтобы сделать остановку и оглядеться по сторонам, избегает ориентации и делает выборы, опираясь на ограниченное количество элементов поля.  В условиях, которые мы моги бы рассматривать как привлекательные и «антитревожные», остановка на пути крайне важна. Это некоторый выход человека из череды событий и пребывание в особом времени, которое дает возможность человеку заглянуть в себя, оглядеться вокруг, взвесить опыт прошлого, ориентироваться в планах на будущее, осознать себя. Перлз и Гудман обращали внимание на то, что в этой точке человек действует как будто бы челночными перемещениями своего внимания.   Обращается к внешнему миру, потом снова возвращается к себе, обращается к своему прошлому опыту и потом снова к себе и так далее. Что-то вроде лепестков ромашки. Возможно, для этой работы ориентации человеку понадобится реальное время и окружающие люди и обстоятельства будут его торопить. Эта ситуация прерванной работы ориентации содержит, по нашим представлениям, все то, что послужит позднее причиной тревоги.  Человек откажется от завершения работы ориентации и откажется от свободного выбора одного из вариантов действий. Мы могли бы рассчитывать, что человек взвесит все варианты, оценит свои возможности и свои перспективы, и сделает важнейшую работу. Он с печалью откажется от тех вариантов, которые показались ему не подходящими, с уважением к себе и к миру скажет им «до свидания». И с отвагой и готовностью к риску двинется по тому пути, который выберет как привлекательный. Эта работа реально требует остановки, во времени и пространстве. И такая работа ориентации и выбора требует поддержки со стороны и само поддержки. Если же человек откажется от своего права выбора (выбрать кофе или чай за завтраком, выбрать, как провести выходной день), то в ближайшем (или отдаленном!?) будущем его поджидает опыт тревоги.

         В реальном мире человек действует, опираясь на свои чувства и эстетически учитывает, и согласовывает бесконечное количество обстоятельств ситуации. Он опирается на свою интенцию, на свое возбуждение, на перспективу будущего, на свой опыт действия и так далее. И на уровне своих размышлений спрашивает себя и других: что сейчас происходит? Что мне делать именно сейчас и в ближайшем будущем? Часто человек сам не замечает того, что он делает выбор или ускоренно делает выборы под влиянием потока событий, непрерывно наполняющего всю ткань жизни в ситуации. Этот поток событий и энергии, непрерывно текущей во времени, не способствует тому, чтобы человек мог остановится, выйти из потока пространства-времени, оглянуться, опереться на себя самого, осознать себя. Это особая работа осознанности, которую необходимо делать человеку, если он предполагает быть «активным деятелем». Итак, человек торопится, избегает затруднительной работы выбора и особой работы прощания, часть фона его жизни остаётся без внимания, он начинает действовать, оставив позади часть самого себя, и вскоре тревога настигает его.

 

Парадоксы хронотопа. Полярности времени

         Вперёд и только вперёд, вот нацеленность жизни. Человек спрашивает сам себя: что же мне делать прямо сейчас? И эта направленность в будущее создает поводы для сложных по форме способов организации опыта, например, человек уже создал сам себе затруднительную ситуацию, и его инерция движения времени побуждает двигаться дальше вперед.

         Что же мне, как терапевту, не всегда нравится в этом чудесном лозунге: «время, оно имеет только одно направление, двигаемся вперед!». На первый взгляд, такой лозунг просто прекрасен и отражает реальность человеческой ситуации.  Потому что «история не имеет сослагательного наклонения».  Но только на первый взгляд.  Если вдуматься, то удается дать внимание тому факту, что иногда стоит не сразу идти вперед, а сначала остановиться, оглянуться, и даже иногда сделать несколько шагов назад, и только потом двигаться вперед по несколько иной траектории. Иными словами, во временном пространстве движение есть только «вперед», а в пространстве существуют разные направления движения и даже важными бывают остановки.

         Есть два варианта полярностей, которые уместны для обсуждения парадоксов времени. Первая полярность «будущее и прошлое: вперед и назад». Вторая полярность «движение вперед или остановка». Оба эти выбора важны.

Можно ли считать естественным движение человека, если он «сбился с ноги» и ему реально неудобно двигаться, хотя, возможно, он сам этого не замечет. В физической метафоре все было бы просто и доступно наблюдению. Например, если в ботинок идущего по лесной дороге человека попал камешек, или если подошва на одном из ботиков порвалась, походка заметно изменится. Но можно ли считать естественным движением активности человека ситуацию, когда человек в стрессе и его эмоциональная жизнь не полна (его СЕЛФ функционирует ограниченно). Например, если он в сильном позитивном состоянии или аффекте, или не проснулся, или растерялся и смущен. Еще в 18 веке шотландский философ Юм очень обстоятельно обсуждал тему свободной воли и то, можно ли учитывать слова человека, сказанные им «в сердцах», как выражение его реальной воли.  Леон Фестингер в 1956 году предложил теорию когнитивного диссонанса. Он рассматривает человеческую ситуации, где много плохо совместимых обстоятельств и выборов, человеку сложно сохранить баланс, и он выбирает согласиться с существующим положением дел, изменив свои внутренние установки согласно сложившейся ситуации. Это позволяет человеку избежать дискомфорта и не мучиться вопросом, правильно ли он поступил. Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. Выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив даётся человеку нелегко, однако сделав, наконец, этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции», то есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался, и не очень положительные черты того, с чем согласился. Мы отметим, в опыте когнитивного диссонанса человек также теряет осознанность. Мы вернемся позднее к теме выбора в связи с идеями Саломо Фридлендера о точке творческого безразличия (равновесия) и работе по ориентации и выбору.

         Казалось бы, естественная полярность к слову «вперед» является слово «назад!». И конечно, не так уж и приятно оглядываться все время назад, идти по жизни «задом на перед». Потому что «жизнь всегда впереди». А парадокс заключается в том, что именно нацеленность на движение жизни вперёд в условиях, когда основанием опыта является тревога, делает ситуацию человека хронически дискомфортной и становится базой для множества разнообразных симптомов. И именно симптомы как таковые становятся для него фигурой. Человек «забывает», что тревога предшествовала появлению неприятных телесных симптомов, или как минимум была синхронным процессом. Поэтому для работы мы выберем полярность «двигаться вперед – стоять на месте». Остановка будет нашим главным инструментом.

         Часть симптомов, как мы указывали ранее, по своей природе есть попытка организма справиться с тревогой, избежать ее. Например, соматический симптом часто есть следствие того, что человек подавил тревогу и ее деструктивная энергия переместила свой фокус в область телесной регуляции, и как результат – неправильное функционирование или болезнь телесная. И именно это физическое страдание становится заметным человеку как его «проблема», а отнюдь не тревога, которая предшествовала этому телесному симптому и собственно создала его.

         То же самое можно сказать и про «эмоциональные симптомы». Часто пишут, что тревога это не распознанный страх. И предлагают «найти подлинную тему страха». Однако мы можем сделать простое наблюдение, которое ставит под сомнение такую логику. Тревога часто переживается сама по себе человеком как неприятное состояние, независимо от того процесса (той «складки души»), который создал базу для этой тревоги. И в этом случае тревога распознается самим человеком как страх, а далее срабатывает логика эмоционального опыта. Человек создает проекцию. «Раз я чего-то боюсь, следовательно, во внешнем мире есть опасность. И мне стоит обратить на нее внимание и мобилизоваться для того, чтобы ее отразить». И на основе этой логики человек делает третий шаг. Он создаёт проект, совершает много прекрасных и эффективных действий, достигает намеченного результата.        

         В чем же подвох? Только в том, что после выполнения проекта человек чувствует «выдох», облегчение. И это облегчение дает ему почувствовать, что результат состоялся. Но вдруг он обнаруживает, что совсем не переживает удовлетворения, что нет радости, насыщения или полноценной интеграции опыта. На языке гештальт-методологии мы отметим, что человек не может полноценно пройти фазу «постконтакта» и не может присвоить себе и организовывать себе новое «персонэлити». Все как будто бы остается таким же, как и было до действия. И сам человек для себя самого. И окружающий мир для него. («что воля, что неволя, все одинаково..» говорил персонаж одной из сказок Шварца). То есть человек останется в некотором недоумении относительно себя самого. И снова говорит (или думает): «вот, я не совсем понимаю, для чего я это сделал…». Потому что он создал мираж, его цель была соткана из проекции тревоги, и именно к тревоге он снова и снова возвращается после завершения своего плана. Я как терапевт могу отметить, что «бессмысленность» -  это достаточно частая жалоба, которую я могу услышать в последние годы! Клиенты говорят, что они совершают много работы и социально активны, но не знают, «чего я хочу» и не получают «удовлетворения от выполнения проекта». Естественно, если подумать о предложенной нами модели, то человек просто временно освободился от задачи, которую поставил сам себе, исходя из своего проекции. И просто вернулся к исходной ситуации тревоги. И цикл поиска причины «страха» повторится, затем повторится постановка цели и повторится возвращение к той же тревоге.  А та «складка ткани мира», которая порождает тревогу, остается «за кадром», и по закону «незавершенного действия» продолжает создавать некоторый напряжённый фон, содержание которого ускользает от внимания самого человека.

Шесть шагов. Алгоритмы терапевта в работе с тревогой

         Я начала это маленькое эссе с позиции хронологического наблюдателя. Что мог бы заметить наблюдатель? Он может быть смог бы увидеть интересную закономерность. Эпизодам тревоги предшествует своеобразная композиция организации опыта, которую я назвала метафорически «складка ткани жизни». Естественно, этот процесс может быть организован в нескольких сюжетах, и мы далее для простоты представим совершенно упрощенную модель работы.

         Вот что увидит наблюдатель. Человек движется по пути своей жизни, и организовывает свою жизнь некоторыми циклами организации активности. В гештальт-подходе мы называем это цикл творческого приспособления. Или цикл контакта. Предположим, что мы заметим момент, когда человек имеет некоторую интенцию и встречаемся со сложно организованным фоном окружающей жизни. Много предложений от мира, много вариантов действия из прошлого опыта, и эта не простая ситуация требует обстоятельной творческой организации. Прежде чем действовать, необходима ориентация. Необходимо выйти из потока жизни. Остановиться. Гудман и Перлз предложили использовать концепцию Саломо Фридлендера о «творческом пустом пространстве» равных возможностей выбора. Может быть, Фридлендер имел в виду более логические уровни творческого опыта, потому что он был публицистом и философом. То есть человеком, ориентированным на книги и на тексты, его идеи нравились художникам и журналистам.  Возможно, он не узнал бы своих идей в тех областях практики, с которыми пытаются работать практики в психотерапии, в гештальт-методологии. Однако концепция приходится Перлзу и Гудману очень вовремя и кстати.

         Именно точка остановки и ориентации, это то место, когда «из пустоты и хаоса порождается» новое решение. То есть человеку нужно набраться душевных сил, получить себе чувство опоры и реально некоторое время остановиться, и возможно на этот момент выйти из потока времени и войти в особое (сакральное) время. Подумать спокойно, взвесить риски, признать свою неполноту опыта и рискнуть выбрать одно из направлений активности. И благородно и спокойно сказать «до свидания» другим вариантам. Это в том прекрасном варианте, о котором мы можем мечтать. Но если человек будет торопиться. Подхваченный потоком времени или подсказками поля, или просто по небрежности, он скажет сам себе: «что же думать лишнего, надо как-то действовать...». И вот он принимает решение, не беря в расчёт всего доступного фона. И что происходит? Начинает действовать (он поспешил!). А то что было в фоне, остаётся рядом с ним и как-то даёт о себе знать. Например, молодой мужчина выбирал, кого взять в жены: блондинку и брюнетку. Пошёл в кино с брюнеткой, но всю дорогу беспокоился, потому что думал о блондинке. (Фестингер описывал эту ситуацию как повод к когнитивному диссонансу). Это уже знакомое нам «не завершённое действие выбора». И через некоторое время человек обнаружит что он «и здесь и не здесь», что его потряхиваете тревога, и он реально ужасно себя чувствует, и ему становится неприятна сама мысль о женитьбе, и так далее. И он даже думать не может, что что-то оставил в прошлом не решённое. Он переживает ужасный дискомфорт и предполагает, что его ждёт что-то страшное и опасное ВПЕРЕДИ. И остается холостяком. Он страдает от того, как самого же себя запутал.

Чем я могу помочь такому клиенту как терапевт?

Шаг первый.  Поддержать актуальный процесс клиента в том виде, как он есть.  Я могу предложить сбросить тревогу (форму зависания) за счёт любого приема разрядки и успокоения. Хотя это продолжение его пути по сохранению тревоги (парадокс в том, что, сбрасывая тревогу я сохраняю ее). Успокоение и временная передышка совершенно необходимы, если мы планируем дальнейшую работу.

Шаг второй. Движение к контакту. Найти способ прямого контакта с клиентом и встретиться с ним на некотором нейтральном пространстве. Поддержать человека в том, что он заметит саму тревогу и заметит, что мы рядом, как два человека, которые могут сотрудничать.

Шаг третий. Проект исследования источников тревоги. Терапевт и клиент совместно, добровольно и уважительно отправляются в путешествие во времени. Необходимо организовать достаточную поддержку, чтобы клиент мог вернуться к самому себе и заинтересоваться тем, что вызвало его тревогу.

Шаг четвёртый. Создание опоры и поддержки. Дать опору и из прошлого вернуть эпизод (ПЕРЛЗ говорил, что можно привести прошлое в настоящее), в котором человек ПОСПЕШИЛ. И в условном, особом, неторопливом времени терапевтической сессии клиент может вернуть самому себе право на территорию творческого безразличия (творческого покоя), признать себя самого как человека, который находился в ситуации выбора и имеет право на это время взвешивания сканирования и колебания, в котором порождается то, что будет уникальным творческим решением.

Шаг пятый. Чаще всего мы обнаружим, что были различные причины, которые мешали человеку оставаться достаточно свободно в пространстве творческого выбора. Мы заметим фрустрацию и дефициты, которые привносились его физическим состоянием (усталость и отсутствие времени - плохие помощники).  Мы заметим, что социальное окружение создает давление. Но самым важным может оказаться личностный опыт из прошлого. Интроект, пришедший из детства, решение, принятое в прошлом в условиях стресса. Они отвлекают человека от себя самого и побуждают действовать, не делая ориентации. Часто мне приходится делать важную интервенцию на этом этапе: «наверное, ты был в сильном стрессе, и тебе реально не хватало ресурсов, что ты испытал напряжение, и что даже этот паттерн из далекого прошлого пришел к тебе в тот момент. Может быть, ты просто признаешь, что тебе было сложно и не хватало поддержки извне и самоподдержки?». Важно, что мы не переходим к исследованию того старого паттерна или интроекта. Мы только отмечаем, что он вмешался в ситуацию и препятствовал свободе творческого поиска.

Шаг шестой. Возвращение к истинной опоре. По воспоминаниям участников семинаров Лоры Перлз, она часто предлагала термин «фальшивый пол», для того, чтобы иллюстрировать идею о том, как люди создают внутреннее напряжение и ретрофлексию. Она говорила, что люди отказываются от опоры на настоящий пол, и организуют фальшивый пол внутри своего тела, создавая ретрофлексию и напряжение мышц внутри тела.  Мы могли бы использовать тот же термин для того, чтобы описать функционирование тревоги. Мы отдаём себе отчёт, что долгое время человек опирался, если так можно сказать, на фальшивый пол, которым была тревога. Сохраняя опору на такой «фальшивый пол», человек остается как будто бы не выдыхая, долгое время. Когда мы помогаем ему встретиться с самим собой, он может наконец выдохнуть. И мы встретимся глаза в глаза. И это будет не избавление от тревоги, не успокоение. А более ценная вещь. Просто возврат к себе настоящему, который может взволноваться и возвращаться к покою, в естественном ритме контакта с ситуацией. Мы части заметим, что выдох будет сопровождать этот опыт, и печаль может быть той эмоцией, которая станет важной частью процесса в этом эпизода. Возможно, кто-то скажет, что печаль плохо, что радость хорошо, что не стоит возвращаться в прошлое чтобы встретиться с печалью. Но именно выдох, отпускание напряжение и печаль освобождают от застарелой тревоги, и дают открытый путь новому живому опыту.

         Для нас как для терапевтов важно не только избавиться от тревоги, гораздо важнее создать условия для профилактики тревоги. По аналогии с тем, как мы стараемся побудить клиентов развить свою осознанность и опору на себя, когда работаем с профилактикой соматических реакций на внешние стрессовые факторы. Точно так же мы стараемся дать внимание свободному ритму возбуждения и расслабления, подхода и отхода от контакта, возможности вдоха и выдоха. И возможности свободной опоры в пространстве творческого безразличия, предшествующего выбору в акте творческого приспособления.

 

Будущее, настоящее, прошлое и тревога

         Для обсуждения некоторых вариантов понимания механизмов, которые создают условия для тревоги, мы рассмотрим концепцию времени (будущее, прошлое и настоящее) как области прогнозируемых дефицитов и их связь с тревогой.

         Вернемся к общим размышлениям по природу тревоги. Для того, чтобы проиллюстрировать природу тревоги и природу симптомов, которые появляются как результат обработки тревоги, обсудим тот факт, что можно заметить тревогу нескольких типов. К первому типу мы отнесём обычные для всех людей переживания страха или беспокойства, нервозности, которые имеют в своём основании коренные закономерности пространства и времени. К второму типу мы отнесём более сложные схемы, в которых волнение, страх, нервозность появляются как результат комплексной ретрофлексии и по сути противоречивы. Эти варианты мы назовём КЛИНИЧЕСКИМИ.

         Нам кажется полезным отдельно рассмотреть те «тревоги», которые образуются естественным путем, которые легко опознать и которые можно развеять, опираясь на достаточно обычные и доступные человеческие ресурсы. Эти тревоги соответствуют естественной натуральной природе пространства и времени. И отдельно необходимо рассмотреть те тревоги, которые являются появлением КЛИНИЧЕСКОГО уровня расстройства движения к контакту. В скобках отмечу, что мне очень нравится слово disorder (расстройство, не порядок) и парное к нему это слово order (ОРДЕР   как в архитектуре: порядок, схема). Порядок и непорядок. Как-то звучит более по-русски.

v         Итак, вот три вида ДЕФИЦИТА, которые связаны с самим фактом жизни: это дефициты про настоящее, будущее и прошлое. И три ресурса, которые нужны людям для восполнения этих дефицитов. В каждой из ситуаций мы рассмотрим человеческий опыт в трёх ЭТАЖАХ реальности. Мы будем использовать концепцию био-психо-социального подхода, и потому обращать внимание на био-психо-социальные этажи реальности.

         Человек и настоящее. Дефицит в том, что информация про окружающий мир и ближайшие возможности этого мира всегда не полная. Это область опыта всегда побуждает к беспокойству. Нет возможности знать и чувствовать все, что имеется как потенциал и как факт в ситуации (во времени и в пространстве). Готовность к встрече с новизной, энергия, внимательность и любопытство -  вот опора для человека. Небольшой запас энергии, который свободно может быть использован в развивающейся ситуации контакта с тем, что приходит в жизнь извне. Сколько нужно этой энергии? Ответ будет парадоксальным: 16 процентов от всей (общей) энергии. Конечно, энергию невозможно измерить единицами, числами и процентами, однако аналогии могут быть полезны. Я предлагаю аналогию с расходами на НЕПРЕДВИДЕННЫЕ работы в строительстве. Это добавка к расчетам, которые делали в суровые времена строгого учета в советский период в строительстве. Складывали все материальные ресурсы и все необходимые рабочие усилия, и умножали результат на коэффициент «на непредвиденные расходы». По сути дела, это та энергия, которая необходима для поддержания любопытства, которая позволит обрадоваться приятному, пережить неприятное, и интегрировать результат вступления в контакт. Энергия нужна чтобы встретиться с тем что придёт. Чтобы осуществить акт ориентации. И обрадоваться, или опечалится. Обрадоваться. Если жизнь принесла что-то, что можно интегрировать, то можно радоваться. Если что-то пошло в убыток, то есть путь расставания и грусти. Опечалится, если нужна работа расставания.

         Итак, на уровне физическом (биологическом) для актуальной работы творческого приспособления в НАСТОЯЩЕМ точно нужен свободный и доступный запас энергии. На уровне личностном нужна готовность к новизне (на уровне личностных персональных установок) и умение радоваться и печалиться. Когда-нибудь мы отдельно исследуем, какие личные установки, которые часто не совсем подходящим образом формируются в детстве, препятствуют встрече с новизной. На уровне социума необходимо, чтобы люди вокруг, в текущей ситуации, помогли признать то, что случилась новизна. Со стороны социума необходимо признание того, что факт изменений имеет место, и что нужна реальная работа творческого приспособления в отношениях человека и его окружения, которая свяжет заново человека и ситуацию. Если эти ресурсы не подключены, возможно развитие тревоги.

         Прошлое. Дефицит про прошлое чаще всего находится в области памяти самого человека и в области его информированности. Действие события уже позади, а размышления о прошедшей ситуации живы. И вот в жизнь человека вмешивается реальность, и некоторая информация об обстоятельствах прошедшей давно реальности придёт извне. А кое до чего и сам человек должен додуматься. Поэтому в области прошлого есть эмоции и волнующие переживания про незавершённые действия. Мы помним, что часто для человека узнать про старую ситуацию что-то, что реально произошло, и получить новое понимание старой ситуации, не так-то просто и требует энергии.  По сути дела, это сложная и затратная работа души про революционную перестройку в картине мира. Джорж Воллантс приводит старую историю про всадника из Бельгии.  Зимой в темное время суток всадник заблудился в пути. Было необычно холодно: выпал снег и озера покрылись льдом. Он устал, хотел сократить дорогу и поехал напрямую, по ровному полю. Оказалось, он переехал озеро в темноте по льду. На берегу, в деревенской харчевне, его спросили, откуда он приехал, и удивились его смелому пути через озеро. И всадник тут же умер от сердечного приступа, примечательно, что он был уже в тепле, в безопасном месте, когда узнал правду о своём путешествии, но все равно испугался «задним числом».  В чем же его дефицит? Дефицит его был в опоре на себя самого и в осознанности. В опоре на настоящее в ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ. В области тела это было его переживание физического тепла и комфорта, и физическая опора. В его личностных установках и мыслях - идентификация себя и признание факта доверия к окружению и безопасности. В социуме, в отношениях с окружающими важным было бы вовлечение его как гостя в актуальные отношения. Социум мог бы проявить больше поддержки: сначала дать ночному гостю горячего вина и вовлечь в приятный разговор, а только потом уже сообщать ему ужасные географические новости.  Хотя я понимаю, что переохлаждение могло сыграть дурную роль и спровоцировать сердечный приступ.

         Я думаю о практике психотерапии. Именно кабинет психолога создаёт хорошие условия для того, чтобы думать о прошлом, его парадоксах и сложностях. Стабильная предсказуемая обстановка. Надежный и чуть скучноватый собеседник (терапевт). Доверительная обстановка без оценок и без призыва к немедленному действию.

         Будущее. Человек и его будущее находятся в непростых отношениях. Дефицит в этой области очевиден. События будущего нет возможности контролировать, это за пределами человеческой возможности. Древние Греки ходили к Оракулу за советом. Современные топ менеджеры обращаются к бизнес консультантам. Не полнота создаёт предпосылки страха, нервозности и тревоги. Что является ресурсом для этого дефицита? Необходим комбинированный ресурс, который давал бы опору для рационального прогнозирования и для поддержки в области непредсказуемого. Первая часть ресурса рациональная: аналогичные ситуации из прошлого дают опору. Можно сделать что-то по образцу и надеяться на успех. «Готовь сани летом и телегу зимой». Эта народная поговорка отражает практику планирования. Тренинг по тайм менеджменту и составление планов помогает человеку на время создать иллюзию контроля.

         Но остаётся еще часть не предсказуемая. Что же ресурс для этого дефицита? Один из ответов очень понятен мне как гештальт-терапевту: это осознанность, опора на себя и готовность к встрече с новизной. Чем больше этого не специфического ресурса, тем лучше. И, однако, есть и области иррациональные. Например, если доверить себя жизни, и взять опору на ВЕРУ, НАДЕЖДУ И ЛЮБОВЬ. «Как я выжил будем знать только я с тобой, просто ты умела ждать, как никто другой» вот строки стихотворения военных времен поэта Симонова.

         В попытке контроля человек добавляет ДЕТСКИЕ МАГИЧЕСКИЕ ритуалы. Этот ритуал делает студент, который кладёт монету под пятку, рассчитывая на успех на экзамене. Или в Древней Греции это жертва, которую приносит на алтаре Агамемнон для того, чтобы войска получили удачу в войне против Трои. «Я совершаю действие, и оно определённо повлияет на ситуацию. Я сделал все что мог. И корабли подготовил. И жертвует принёс» - так думает греческий царь.

         И ещё один ресурс, в области социальных отношений, который помогает скомпенсировать дефицит. Это разделение человеком с группой своей ответственности за будущее. «На миру и смерь красна», такая есть поговорка. В компании люди легче справляются с тем, что любое действие несет в себе зародыш ошибки и что нет возможности контролировать будущее.

         И напоследок в обсуждении темы будущего времени необходимо сказать несколько слов о сюжетах ритуалов и навязчивостей в рамках ОКР. Они похожие в те опыты, которые организовывает себе человек при встрече с ПРОШЛЫМ, НАСТОЯЩИМ и БУДУЩИМ. Однако в клинических случаях ритуал становится симптомом, отвечающим за НЕПОРЯДОК.

 

Несколько слов в заключение

         В настоящий момент мы только начинаем обсуждать в рамках гештальт-методологии тему тревоги, и предстоит отразить еще много сторон этой проблемы. Но то, что нам сейчас представляется важным, это тактики работы с тревогой как с симптомом.  В этой связи наш интерес в большей степени направлен к тому, как сделать для клиента профилактику наступления симптома тревоги, чем на тактики способов «разрядки тревоги и успокоения». Нам кажется, что недостаточно просто предлагать человеку сохранять спокойствие, нам представляется, что живость и динамика чувства и доверие к жизни, и честность человека с самим собой, развитие движения к контакту - вот стратегическая тема для работы гештальт-терапевта в плане профилактики тревоги. Терапевты очень настойчиво предлагают заметить тревогу, как переживание, имеющее направленность в будущее и поиск предмета тревоги. Поэтому мы больше обращаем внимание на то, как восстановить спонтанность контакта в тех областях, которые порождают тревогу.

         Поэтому мы предлагаем дать максимальное внимание другому фокусу. Именно дать внимание тому процессу, который порождает дефицит в интервале времени, который в свою очередь предшествует симптому тревоги. И понимать ТРЕВОГУ как способ человека справиться с нестабильностью этого дефицита. Тревога сама по себе, как симптом, в этом смысле есть вариант творческого приспособления.

         С точки зрения работы терапевта, мы предлагаем модель работы терапевта, основанную на концепции дефицита как основания для РАЗВИТИЯ ПРЕРЫВАНИЯ КОНТАКТА. Сама по себе работа с дефицитом строится на феноменологическом подходе. Важной частью работы с клиентом становится внимание к ситуациям растерянности, замешательства и беспокойства, особенно в условиях меняющейся ситуации. Не секрет, что в современном обществе ситуация человека меняется стремительно, перемены сами по себе становятся фактором фрустрации. И часто опорой становится то, что терапевт помогает человеку признавать факт его замешательства перед жизнью.

         Концепция работы с дефицитом помогает нам рассматривать не только три изложенные выше ситуации, которые связаны с самой природой пространства, времени и существования человека в нем. Но и может быть применена в более сложных КЛИНИЧЕСКИХ ситуациях. В которых природа тревоги многослойна и требует особенного понимания. Когда тревога сама по себе есть симптом, закрывающий дефицит. Но об этом в другой раз.

         Кстати, в заключении заметим, что интернет заполнен советами о том, как справляться с страхом, тревогой. Например, для тех, кто боится и тревожится перед публичным выступлением, лектор Гандопас напомнил книгу «Я вижу вас голыми» (I see you naked).  Предложение простое: сделай смешным то, чего опасаешься и что вызывает тревогу, если боишься выступить с докладом перед аудиторией, то представь слушателей голыми, это будет смешно, и все получится. Но срабатывает такие приемы, к сожалению, не на долго. Поэтому вряд ли стоит искать легких путей для помощи тем, кто склонен к тревоге. И именно идеи о точке свободного выбора, точке творческого покоя и равной возможности, в духе тех идей, которые предлагал Саломо Фридлендер, могут стать опорой для такой серьёзной работы.