Многие авторы указывают, что эффект негативного последствия травмы это «незавершенные действия». Об этом пишет, в том числе, Ф. Перлз. Точнее, если мы замечаем последствия сложной ситуации, в которых есть специальные эффекты «замораживания», блокировки части эмоций, это результат наличия «незавершенных действий».
Эффект связан с тем, что незавершенные действия стремятся к завершению, а ситуация уже изменилась, поэтому импульс оказывается остановленным. Незавершенные ситуации оставляют эффект напряжения. Когда текущая ситуация становится несколько сходной с тем старым моментом, который был в прошлом, психические силы напрягаются и человек попадает в эмоции, похожие на пережитое. Если в той старой ситуации были моменты путаницы или замешательства, эти переживания повторяются.
Мы различаем на практике незавершенные действия и незавершенные ситуации. Незавершенная ситуация предполагает для проработки реконструкцию микросоциальной сети и обнаружение остановленных или временно репрессированных линий связей и отношений. Обнаружение таких линий часто ведет к возможности продолжения остановленного когда-то диалога, который своим развитием разворачивает ситуацию по-новому.
Например, подросток в своем классе был в ситуации, когда его высмеивали одноклассники. Через многие годы, этот эпизод всплывает в памяти и ассоциируется с телесным напряжением, с застылостью чувств. Реконструкция ситуации обнаруживает тот факт, что среди одноклассников был друг, который не вступился.
Терапевт спросит: Ты видел друга в этот момент? Что он делал? Какие чувства к нему? Что бы ты ему сказал?
Терапевт поддерживает активное развитие сюжета. Он способствует разворачиванию сюжета отношений, возможность, пусть запоздалого, разговора. Часто я слышу как терапевт от клиента: «Мы с тех пор не разговаривали вообще об этом эпизоде, и трещина пролегла между нами». И часто оказывается, что ситуация заряжена чувствами и отношениями. Иногда после такого развития сюжета разговора клиенты буквально развивают новые способы действия в реальном пространстве. «Я позвонил другу из школы, мы вспомнили ту ситуацию и проговорили наконец ее».
Обнаружение такой «незавершенной остановленной в развитии ситуации» мы заметим, если просмотрим всех участников события и восстановим микросоциальную сеть отношений и связей по отношению к травматической ситуации.
Незавершенное действие имеет несколько другие характеристики. В общих чертах феномен похож на незавершенную ситуацию, но события развиваются в большей степени в области действий и эмоций, в области ИД. Мы заметим такие незавершенные действия как остановленные телесные импульсы. Как микронапряжения в теле. Часто это остановленные движения. Или остановленные аффективные опыты.
Для восстановления и отреагирования таких временно замороженных движений и импульсов действия мы создаем фантазийные условия. Не слишком заботясь о правдоподобии эксперимента. Многочисленные наблюдения показывают роль телесной остановки в таких фиксациях и блокировки ИД. Однако развитие сюжета отношений в таких эпизодах не становится важной задачей. Наоборот, сброс, завершение (в фантазийной форме) таких остановленных движений как будто бы высвобождает энергию и создает предпосылки для восстановления подвижности спонтанности в актуальной работе СЕЛФ. Человек как будто бы перестает «спотыкаться» в своей эмоциональной активности в актуальных развивающихся жизненных ситуациях.
Для того, чтобы обнаружить такие незавершенные порывы и действия, помогают введение в проработку ситуации во время терапии двух архетипов. Это «помощник» и «убежище».
В практике терапии хорошо известны эти приемы. Вот пример включения «архетип помощник». Терапевт предлагает: «Пусть в ситуацию травмы включится волшебный помощник, супермэн из кино». Шварценегер, или Аркадий Паровозов, или Дядя Степа милиционер (герой для людей старшего возраста, у кого в памяти есть стихи Сергия Михалкова). Важно, чтобы такой персонаж был контрастным, функциональным, ресурсным и, конечно, «фантастическим». Его фантастичность нам поможет в том, чтобы не путать фантазию и реальность, и не попасть в бесперспективную ситуацию, которая описана русской поговоркой «после драки кулаками не машут». Именно волшебность, мифологичность помощника позволяет после проработки эпизода легко «убрать» этого персонажа из сюжета. Клиент может после этого прямо или косвенно присвоить проекцию, которая сначала получила свое развитие (формирование импульса) в форме фантастического ресурсного персонажа.
Мы понимаем, что помощнику приписываются те импульсы и те поступки, которые естественны для клиента, которые наш клиент породил (помыслил) сам, но не решился развить и признать их как свои собственные желания. То есть временно клиент делегирует свое ИД такому персонажу (Помощнику).
Пример из сессии. Эпизод нападения преступника на подростка в подъезде.
Терапевт: Если бы пришел к тебе супергерой в ту ситуацию, персонаж из кино, например, Человек-Паук?
Клиент: нет, пусть лучше терминатор, он сильнее.
Терапевт: Конечно. Пусть Терминатор.
Клиент: я сразу представил себе его. Как только вы начали говорить. Он бы смело и просто отшвырнул и испугал нападавшего. Тот бы испугался и убежал.
Терапевт: Думаю, что именно так.
По сути, подросток под предлогом действий ТЕРМИНАТОРА раскрыл свое желание, свою потребность. Признаком такой готовности служит его сообщение, что «я сразу представил его». Об этом желании он не смел даже помыслить в той ситуации, и она оставалась в зоне изоляции или, как мы ее называем, в области репрессированных процессов. Введение фантазийной фигуры из кино дало повод высвободить эту потребность и признать ее.
Клиент продолжает: Я там даже на секунду помечтал, чтобы кто-то вышел и прогнал этого человека. Но соседей на лестнице не было.
По сути дела, когда подросток говорит терапевту эти слова, мы догадываемся, что он присвоил себе проекцию. И это важнейший эпизод в плане восстановления динамики и целостности СЕЛФ.
С этого момента терапевт может отбросить в сторону, по причине ненадобности, временно введенную фигуру Терминатора, так как она уже сыграла свою роль. Или продолжить еще несколько шагов.
Терапевт: А может быть Терминатор мог бы просто обездвижить этого хулигана?
Клиент: Да. Он сильный. Он бы его связал и удерживал, пока не придет полиция.
В этом случае терапевт развивает тему контактного действия. Согласитесь, что удержать руками, победить и удерживать – более перспективный путь, поддерживающий тему силы и способности к активности нашего героя. По факту, подростку реально не хватало физической силы и подготовленности для осуществления такого манёвра. Но захват и удерживание – это более надежный способ совладения, чем испугать и прогнать. Он намекает на развитие способности к контакту и встречи на границе с другим и на преобразование мира в свою пользу. Тем самым терапевт поддерживает тему активности нашего героя и его способности развивать свои действия в поле.
Клиент. Да, он сильный, и сможет его удержать. (Выдыхает с облегчением. Это, видимо, то, о чем он мечтал). Было бы спокойно.
Терапевт. Да, Это фантазия мне тоже кажется позитивной.
По своей логике в поле этой ситуации такое дополнительное предложение терапевта разрешило клиенту реализовать в форме фантазии мечту, о которой пострадавший даже не смел сам себе признаваться. То, что герой, как персонаж в ситуации, именно фантазийный, позволило нам избежать смешивания мечты и реальности, создать именно поле для мечты. Но в то же самое время создала место и время в пространстве разговора в терапии, в котором на несколько секунд развилась и получила свою форму мечта, импульс желания.
Есть тонкая разница в том, чтобы различить незавершенные действия и вновь придуманные способы действия задним числом.
Это совершенно разные проекты. Их разница в различии между завершением незавершенных действий (с целью высвобождения временно заблокированной энергии) и обучении на собственном опыте при разборе ошибок (придумывании вариантов поступков).
В случае незавершенных действий, которые мы рассматриваем в этой главе, наша задача в том, чтобы поддержать (подхватить) имевший место в ситуации импульс. Дать импульсу немного места во времени и пространстве для того, чтобы развернуть его форму и ввести в область опыта и осознавания. На этом задача завершается.
Обучение на ошибках прошлого, наоборот, полезно начинать, когда энергия полностью возвращена, блокировки проработаны и целостность восстановлена и свободна. То есть это работа второго этапа, и по времени это задача как минимум следующего дня.
Архетип «убежище» работает несколько иначе и тоже служит для признания обнаружения и восстановления в правах побуждений, желаний и эмоций человека, который попал в экстренную ситуацию и как результате стресса временно заблокировал часть эмоциональной жизни.
Вариант Убежища может быть выполнен разными приемами, в зависимости от предпочтений терапевта. Важно, что этот архетип предлагается именно терапевтом, по его инициативе. Терапевт не дожидается момента, когда клиент сдастся, попросит о паузе, об убежище. Так как такое ожидание обращения за помощью, если его поддерживает терапевт, воспроизводит и символически закрепляет переживание одиночества и беспомощности у клиента. Содержание шокового травмирующего эпизода часто состоит именно в том, что условия окружения не дают человеку времени на поиск поддержки и на хорошую ориентацию, на осознавание своих собственных чувств и мотивов, и побуждает его чувствовать себя отрезанным от помощи, одиноким.
Например, терапевт прямо предлагает: «Я предлагаю вам, так как мы обсуждаем событие из прошлого, которое уже позади во времени, сделать в этом месте небольшую остановку. Поставить все события на паузу. Представьте себе, что волшебная фея прилетает к вам и переносит вас в хорошее место. А мир на это время останавливается. Какое это место? Уединенный домик в лесу? Остров в теплом море?»
Клиент говорит: «Это места, где я бывал в детстве, лес».
Терапевт продолжает: «Хорошо, я согласен. Лес, место ресурсное и защищенное, домик, есть все необходимое для жизни, и никто не придет без твоего прямого приглашения. В твоем распоряжении много времени. И есть фея, которая на твоей стороне. Она обеспечит безопасность. Что бы произошло? Что ты чувствуешь? Что хочет твое тело?»
Клиент: «Я представляю себе избушку, и деревянные стены. Я бы мог расплакаться. Сказать, что я сильно испугался, что это ужасно, то, что происходит. И просо выдохнуть…»
Мы заметим, что чувства, которые дает возможность выразить архетип убежища, относятся к области регрессивных. Это те переживания, которые просто не успевали найти себе место в ходе быстро меняющейся ситуации. Использование фантазии дает им место и время для развития, для получения формы и для работы осознанности.
Заключительный комментарий мы отнесем к тому, почему мы выбираем для дополнительных архетипов именно фантастические, а не реальные фигуры. Ответ лежит именно в том, что есть различие между незавершённой ситуацией и незавершенными (остановленными) действиями. В незавершенных ситуациях есть энергия в отношениях с актуальными и воображаемыми фигурами из жизни и опыта человека, того опыта, который был на момент рассматриваемого события. Незавершённые действия, наоборот, блокируют часть энергии и они просто нуждаются в завершении, в реальном пространстве или в воображаемом символическом мире. Когда они завершены, человек ощущает прилив энергии и чувство освобождения и целостности.
Для своего завершения «незавершенные действия» нуждаются в поддержке со стороны фона, для того, чтобы развиться, выразиться, получить свою форму, стать осознанными и завершиться, освободив место для нового опыта. А, наоборот, незавершённые ситуации, наоборот, требует фокусирования и развития отношений, углубления и дифференциации посланий и ожиданий, обмена репликами и взаимодействия. Использование реальных действующих фигур из микросоциальной сети человека для актуализации незавершенных действий реально запутывает клиента.
Для примера, если я бы сказала, как терапевт: «А если кто то сильный пришел бы на помощь, кто-то из твоих близких?»
Клиент: «Папа мог бы, но он был на работе, и он мог бы пострадать в этой драке. Он всегда ввязывался в драки, и два раза его ранили. Мама потом ругала его за неосторожность».
Мы видим, что введение такого «помогающего» персонажа из числа родственников приводит к расширению темы и расширению контекста, разговор об этих новых темах уводит внимание от «незавершенного действия». Начинающий психолог-консультант скажет: Чудесно, мы обнаружили еще несколько тем для разговора! И будет удовлетворен таким развитием диалога. Но с точки зрения внимания к незавершенным действиям мы, наоборот, с беспокойством заметим, что введение по нашей инициативе вариабельности тем в ситуацию еще больше запутало клиента. В обсуждении ситуации, смешав реальность и выдумку, и варианты несостоявшихся, но возможных ситуаций клиент теряет фокусировку. Поэтому расширение контекста, если его терапевт предлагает преждевременно (до того, как «завершено незавершенное действие»), удаляет нас и клиента и терапевта от фокуса на феноменологии именно того момента, такого, каким он был, в котором нашей задачей было признание актуальных на тот момент чувств и опыта.
Поэтому при выборе персонажа для реализации архетипа «Помощник» и других архетипов мы отдаем предпочтение выдуманным литературным персонажам, волшебным метафорам, сказкам, которые легко становятся поводом для проекции и легко отдают проекцию, после того, как она сыграла свою роль в проработке ситуации.
Елена Петрова, © 2015
телефон: +7 921 9086944
e-mail: petrova.gestaltspb@gmail.com