Елена Петрова, © 2023 «РАССТАТЬСЯ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ!» (Встреча, расставание, привязанность, контакт и кризис в сюжетах волшебной сказки)

Для чего же психологу читать древние народные сказки? Чтобы понять ЧТО-ТО?  Нам бы хотелось рассказать о том, как сказка иллюстрирует процессы, связанные с взаимодействием двух людей.  В центре внимания мы можем поместить сюжеты, связанные с формированием привязанности. Есть один старый тип сюжета, или скорее мотив, который много раз воспроизводится и в сказках, и в легендах, в том чисел в историях, героями которых являются жители совсем разных культур и совсем разных регионов. В этом типе сюжетов с настойчивостью воспроизводится некоторый важный и узнаваемый алгоритм, который относится к жизни двух человек.  «Ждать изменений в жизни, найти друг друга, быть вместе, войти в кризис, расстаться, и снова начать движение навстречу друг другу, чтобы объединиться и дальше уже идти по жизни ВМЕСТЕ». Этот алгоритм, видимо, настолько важен для жизни людей, что воспроизводится вновь и вновь в разных культурах. Какую важную динамику социального взаимодействия отражает этот алгоритм?  Чему меня как психолога может НАУЧИТЬ этот сюжет?

 В сказках все про жизнь, но совсем не так, как в бытовой жизни. Итак, есть удивительный древний сюжет, который в сказках и в историях существует в фольклоре в южных и восточных славян, и с некоторыми вариациями встречается в других регионах.  Древний   сюжет об умной жене и царе. Я предлагаю посмотреть на него свежими глазами. В русском варианте есть даже письменная литературная история, «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Это история рассказывается как будто бы о судьбе реальных людей, которые жили в районе древнего Мурома. Но в сборники сказки народов мира так вариант сюжета записана как сказка, например, у сербов.

История жизни двух людей очень простая и её можно интерпретировать и исходя из жизненного опыта, и исходя их психоаналитических идей, и из теории отношений и теории привязанности. Первая часть истории всегда рассказывает про то, что есть в некотором селении (или в хижине в лесу?!?) бедный отец и у него взрослая умная дочка. Интересного, что в этом сюжете не существует мамы. И ОТЕЦ играет функцию проводника дочери в мир взрослых отношений, мир статуса и мир социальных ресурсов. В сюжете сказки обычно отец беден, но имеет доступ в дом царя (будущего мужа). Царь предлагает странные задания-загадки, отец не может их решить, дочка решает загадки и находит творческое решение. И царь выбирает ее в жены. («Прийти ни обнаженной и ни одетой, и с пустыми руками и не без подарка…) Итак, эта умная дама умеет пользоваться многозначными метафорами. Именно так проявляется её ум.

Я однажды задумалась, как проверить ум и компетентность и характер своего возможного партнера в эпоху, когда не было письменности, не было переписки и не было тестов, которыми сейчас пользуются психологи. Единственный способ - это разговоры. Загадки, которые надо разгадывать. Намёки, которые нужно уметь понимать. Например, для того чтобы понимать спрятанный смысл устного сообщения, нужен ум. Это практический интегративный навык (и эмоциональная регуляция, и когнитивные функции) для того, чтобы понимать сообщения, передавать сообщения. Я задумывался о том, что в эпоху, когда инет письменностей, нужно было иногда передавать информацию через третьих лиц, и нужно было уметь так сказать сюжет, чтобы нужный человек понял они нужны не понял. Это мы расскажем как вводную историю. Например, в сказке будущий жених посылает в невесте подарок, и в подарке есть крендель и в нём 12 золотых монет. Слуга несёт подарок. Он может украсть монеты, поэтому ему говорят тайный текст. Ему говорят: полная луна и 12 звёзд сияет на небесах. По дороге он съел кренделя. Обнаружил там две монеты. И принёс только часть кренделя с десятью монетами. Посланец решил, что монеты в кренделе - случайность. Невеста, однако, получила нужную информацию и в ответном сообщении сказала: «ущербная Луна и 10 звёзд на небесах». Слуга передал эту информацию, но он не знал, что тем самым разоблачает себя.

Вернёмся в сюжет истории про умную жену. Девушка угадала содержание метафор и становится потом царицей. Царь загадывает загадки своим подданным, и в том числе отцу девушки. И отец не может решить загадку, горюет, а дочка разгадывает загадки. Когда она приходит в дом царя, тот подвергает её некоторым испытанию. Надо прийти одетой и не одетой, не верхом и не пешком, ни с подарком, ни без подарка. Об этом подробно говорится в русском сюжете сказки. Умная девушка выполняет это задание парадоксальным образом, и ОН предлагает ей стать его женой, стать царицей.

Она соглашается стать его женой, и ставит удивительные условия. Если он отправит её из дворца, она возьмёт с собой одну вещь, которая ей дороже всего. Царь соглашается они играют свадьбу через сколько тебе лет он сердится и говорит: уходи, мы расстаёмся. Она соглашается. Но ночью забирает с собой царя. Спящий, и он обнаруживает себя в лесу в бедном доме. И когда он удивлённо спрашивает: почему Я здесь, жена отвечает ему: я взяла самое дорогое, это ты. Поэтому я взяла тебя с собой. Царь улыбается и они вместе возвращаются во дворец уже будут счастливы можно сказать, что именно в этот момент она сказала ему самое важное, что он лично для него дорогой. Он сделал самое важное он её пригласил с собой в своей дворец, они вернулись ВМЕСТЕ. Если первые старты их взаимодействием были построены на функции: она оценила в нём статус (он король), и он оценил и ней статус (Она умная).

Заметим, что в древнем кодексе брака для правителя (тысячу лет назад, Карл великий) муж должен быть доблестным и сильным воином, жена должна быть разумной ум и доблесть создают «КОРОЛЕВСКУЮ ПАРУ». И вернёмся в сюжет сказки. ОН и ОНА в первом эпизоде объединились как две функции. И был необходим кризис и перестройка отношений. Кризис стал материальным событием, именно в форме сюжета сказка умеет рассказывать про душевные кризисы. ОН сказал "уходи", она напомнила о договоренности и УНЕСЛА ЕГО С СОБОЙ. И ОН теперь не мог не заметить этого слоя в отношениях. Тот уровень, который мы называем ВМЕСТЕ.  И ОН признал эту СВЯЗЬ как важное для них обоих.  Теперь они объединились как два человека. Удивительно как в этом всю жизнь отражена тема привязанности. Именно привязанность того, что стало объединять их, и что она выразит формулой договора из сказки: то, что самое дорогое то, что я возьму с собой. Как будто есть два слоя в ежедневных событиях, и это я часто объясняю своим клиентам. Что есть привязанность И ЭТО фон между двумя людьми. И на этом фоне они могут ссориться или мириться устанавливают новую ролевые отношения или быть консервативным и счастливых отношениях. И в этом смысле привязанность то, что связывает здесь много повтор одного и того же слова, слова СВЯЗЬ, меня совсем не смущает.

Сначала они сходятся как ПОДХОДЯЩАЯ друг для друга пара.  (он сильный и властный, ОНА умная). А потом как-то развивается между ними ПРИВЯЗАННОСТЬ. И на фоне этой рожденной новой формы уже развиваются новые варианты коммуникаций, встреч и расставаний. И очевидно, что нужен небольшой КРИЗИС для того, чтобы отношения и новые формы в этих отношениях стали заметными и проявленными, и названными для обеих сторон. КРИЗИС заметен. ОН говорит жене - "уходи из МОЕГО дома, к СЕБЕ ДОМОЙ. ОНА напоминает ему про старое обязательство ("возьму одно самое для меня дорогое с собой, если буду уходить"). И вот происходит настоящая интрига и КРИЗИС реорганизации отношений. Накопленный в паре потенциал становится распознанным и проявленным!  То есть она в сюжете сказки обманывает своего мужа, когда говорит многозначительно фразу. "Мне после ухода из дворца будет лучше, чем до прихода сюда".  Она говорит правду. Она планирует его забрать с собой. А он думает, что они расстанутся что она уйдёт из дворца он останется во дворце.  Она предлагает, что их связь важна и она его заберёт с собой из дворца. И она обманывает его, подсыпает сонный травы вино.

ОН просыпается, обнаруживает себя в лесной избушке, видит рядом жену и слышит ее формулу "Ты для меня самое дорогое!". И он удивляется, с радостью отвечает ей, и они ВМЕСТЕ возвращаются во дворец и с этого момента уже не расстаются. То есть получается, что есть общий фон привязанность и есть локальное действие: ссора или услуга или действия вдвоем или конфликт. В сюжете сказки взаимный обман в эпизоде ужина перед расставанием, и это вариант действий. Именно существование этих двух планов (план привязанности и план конкретных действий в коммуникации) нам помогает почувствовать многомерность отношения. Не зря этой истории много раз на разные лады повторялось в фольклоре. Она создавала в метафоре опыта тот сюжет, который много позднее благодаря работам Джона Боулби получал название привязанность. Именно привязанность и то, на чём что-то создается во время развития отношений, это что строиться этими отношениями оформляю с деталями и человеческими коммуникациями и человеческими поступками.

Чем поможет мне знание этого сюжета в работе с метафорами для терапии пары, например? Или чем поможет в терапевтической работе по мотивам сновидения? Я заранее предполагаю, что точно такого сюжета не случится ни в жизни конкретной пары (это же метафора) ни случится такого сюжета точно в сновидении конкретного человека. Однако знание такого типа сюжетов дает мне как терапевту некоторую свободу. Он показывает, что в отношениях может быть творческий конфликт, творческое противостояние. И что дружелюбная конфронтация только укрепляет и разевает отношения между людьми. И я не буду опасаться того, что в опыте моего клиента будут напряжения конфронтации. Такой урок я извлеку из сказки…

 

(Елена Петрова впервые опубликовано июнь 2020, www.proza.ru)