Елена Петрова, @2022 Когнитивный диссонанс, тревога и практическая работа гештальт терапевта

Термин "когнитивный диссонанс" Не слишком часто используется в практике работы психолога консультанта. Чаще к теории когнитивного диссонанса обращаются социальные психологи. Но последние 2-3 года термин стал более популярным. Причина в том, что эта концепция отражает ситуацию адаптации человека к внешним вызовам в ситуации, когда окружающий мир предлагает несколько противоречащих друг другу идей или требований.
С точки зрения процесса контакта, мы предположим, что если человек пытается отвечать единомоментно нескольким разным требованиям, он попадёт в неприятную позицию. Ни одно движение нет возможности выполнить так, чтобы не вступить в противоречие с другими идеями или обстоятельствами. Несколько контекстов или несколько ценностей призывают его. И это основание для потери опоры. А потеря опоры, точнее, начало действия без опоры это путь к тревоге. Фриц Перлз говорил о тревоге что это "энергия, которая утратила форму действия", Лора Перлз более решительно утверждала, что тревога появляется, когда человек действует, не имея опоры...именно тревога будет в центре нашего внимания, как часть опыта жизни современного человека в его отношениях с обществом, и как тема работы практического психолога.

И мы предлагаем нашим читателям взглянуть на применение концепции когнитивного диссонанса более пристально.
Некоторые фокусировки этого подхода очень перспективны для практики работы консультантов с темой тревоги.
Прежде всего несколько соображений о той ситуации, в которой именно действие или бездействие важно.
Начнём с определения. Когнитивный диссонанс возникает у человека, если он имеет несколько разных мыслей или ценностей или вариантов действия в некоторой ситуации, и он не может выбрать одного естественного и конгруэнтного варианта поступка в ситуации. Это вызывает дискомфорт. Человек разными способами (осознаваемыми или бессознательно) старается избавиться от этого дискомфорта. Как практические психологи, мы свяжем переживание дискомфорта с тем, что называют "тревогой".
В условиях переживания человеком когнитивного диссонанса именно опора и есть то, что в дефиците. Та самая опора, которая необходима для выбора плана действия и его осуществления.
Примеры ситуации, которые создают повод для когнитивного диссонанса:
История Веры. "Сейчас у меня второй брак. Первый муж был очень эмоционально не стабильный, и я искала в спутнике жизни человека стабильного и не агрессивного. Сейчас мы пять лет вместе. И всё стабильно. Но мне кажется что всё неудачно. Мне всё говорят, что нужно быть всегда " В форме, красивой и привлекательной", флиртовать ради карьеры. Традиции моей семьи говорят, что надо быть скромной и преданной семье. А психолог, с которым я занимаюсь, говорит что надо развивать свою женственность, которая не достаточно находит место в семье. Я не хочу изменять мужу и не хочу "подавлять свою женственность"... Мне плохо... Я не знаю, что делать.
История Вадима. " Я всегда старался отдавать всё силы работе. И быть честным. Зарабатывать деньги для организации. И вот моё руководство предлагает повышение сотруднику, который менее полезен, чем я, для фирмы. Но родственник "высокого начальства". А для меня снижают премии, так как " Зачем поощрять и без этого лояльного сотрудника"... Мне просто не хочется идти на работу...
История Коли (5 лет) более простая, он мог бы сказать: " Я придумал, что хочу яблоко на десерт. Попросил маму. Мама сказала - вот тебе груша, она вкуснее. И правда, груша сладкая.. Но почему то я не рад... "

В этих историях есть общее: многое не договаривается, и человеку приходится тем не менее, действовать. Вера находится в поле как минимум четырёх культурных предписаний. Вадим оказывается в ситуации конфликта ценностей. Маленький Коля находится в ситуации, когда его контактные действия отвергнуты и ему нужно как то игнорировать то, что он получил отказ в своей просьбе и не успел пережить этот отказ и заново ориентироваться и сформировать свои желания и намерения. Человеку ситуация предлагает совершать выборы и действия, хотя основания его для действия не надёжны.
Человек как бы "висит в воздухе". И не может выбрать надёжные опоры для поступка. И тревога делает его бессильным. Он либо теряет сам себя, или действует под влиянием простых предписаний извне...
Как психолог может быть полезен в этих обстоятельствах? В сравнительно спокойных и не противоречивых условиях тревога человека порождается " Внутренним конфликтом желаний", или тревога порождается тем, что человек стремится к чему либо и сам себя останавливает. В таких условиях часто психолог именно сам факт тревоги делает фигурой и предлагает успокоиться и расслабиться. Эти традиции работы психолога не совсем подходят для тех случаев тревоги, которые вызваны когнитивным диссонансом.
Потому что "успокоение от тревоги" Не восстанавливает опоры. разноголосица не во внутреннем мире, а в тех предложениях от мира, которые не удаётся урегулировать. А для планирования действия и его совершения нужна опора.
Помощь может быть в том, чтобы помочь человеку вернуть себе самообладание. И признать что именно мир предлагает несколько контекстов, и человек сам может выбирать между ними. Опираясь на себя.
Не значит, что будет найдено всегда одно хорошее решение. Но человек возвращает себе право на замешательство, на неопределённость и на свой выбор.
В завершении мы заметим, что признание того факта, что человек переживает именно когнитивный диссонанс при взаимодействии с социумом и с культурой, важно. Эта диагностика помогает психологу отказаться от приёмов "мотивирующее тренинга" и выбирать более подходящим для ситуации тактики. Включающие признание принципа реальности. Признание того факта, что человек не может доверчиво опираться на то, что предлагает мир, и что человек прежде всего должен быть готовым опираться на свои ценности и принимать ответственность за свои выборы. Отдавая себе отчёт в том, что его действия всегда будут частично конфликтовать с частью предложений и призывов, которые исходят от мира.
Почему именно последнее время когнитивный диссонанс стал заметен в практике консультирования? Ответ лежит не в области теорий психотерапии, а в более широкой сфере, где мы исследуем отношения человека и мира. Попробуем дать больше внимания именно внешним обстоятельствам современного общества. Естественно, противоречащие предписания от мира человек получает часто. Например, ребёнок получает от взрослых ожидание, что надо "Быть покладистым и быть творческим". В этом нет чего то непривычного. Однако то, какие это предложения и как человек будет обходиться с этими предложениями, несколько меняется в зависимости от социально-культурного фона. Если обобщённо взглянуть на развитие культуры, мы отметим завершение периода доминирования "общества потребления" и начало нового периода культурного развития. В период общества потребления человеку предлагают довериться миру вещей, и общество позаботиться о его благополучии. В наступающем времени человеку необходимо более осознанно относиться к своей жизни и своим выборам. Тревога, вызванная когнитивным диссонансом, не только симптом времени, но и то, что мешает человеку ориентироваться в мире.
И ещё несколько слов в заключение. Мы попробуем обсудить, в каких случаях важно давать внимание ДЕЙСТВИЮ, или давать внимание настроению/состояние. Те кто не любит рассуждения о социально культурных периодах, могут пропустить следующие рассуждения.
Рассмотрим ситуации разных типов культуры с точки зрения необходимости выбирать способ действия в условиях разноплановых предложений мира. В условиях "общества потребления" социум предлагает человеку выбирать между несколькими услугами или товарами, в рамках иллюзии относительно неизменных условий мира глобализации. Это избавляет человека от необходимости выбора варианта своих поступков экзистенциального уровня. Мы обратим внимание, что люди описывают свои СОСТОЯНИЯ и старательно избегают рассуждений о действиях в мире. Роли и функции предписаны обществом. Вся неопределённость для человека в его отношениях с миром переживается как повод "уклониться от контактов" и уйти в внутренний поиск себя самого и своего пути. Состояния комфорта или дискомфорта становятся предметом размышления.
в этих условиях эффекты когнитивного диссонанса не так уж заметны. Человек "общества потребления" Может позволить себе просто избегать тех мыслей и тех жизненных ситуаций, которые мешают его комфорту. А действовать в рамках предписанных обществом правил.
В период перемен человеку нет возможности доверчиво опираться на предложения социума и необходимо предпринимать собственные выбора и совершать уникальные и важные для жизни поступки. И в этих условиях феномены когнитивного диссонанса становятся очень заметными. Потому что ДЕЙСТВИЕ требует от человека опоры. Помните формулировку, которую приписывают Архимеду: "дайте мне точку опоры и я рычагом переверну мир! ". Лукавство этого высказывание для нашего (переменчивого и неопределённого) мира очевидно. Именно опоры нам (в психологическом смысле) и не хватает для того, чтобы действия. И тревога ведёт к отказу от действия. И сама по себе ставить себя саму в центр внимания человека. . Поэтому в ситуации, когда необходимо ДЕЙСТВИЕ, внимание к когнитивному диссонансу важно.

(Елена Петрова, ноябрь 2022)

https://t.me/ElenaPetrovagestalt